Скандинавские руны: новодел или историческое наследие викингов?
Рунолог Виталий Гришин
Профессиональный рунолог с медицинским образованием, автор 25 книг о скандинавских рунах, автор обучающих курсов по скандинавским рунам, ведущий рунических Кругов. В работе с рунами я придерживаюсь принципов честности, открытости и безопасности, которые подробно объяснены на странице «
Этический кодекс рунолога».
Свой путь в эзотерике я начал с занятий тантрой (участвовал в 5 ретритах, был соведущим еженедельных занятий). В 2020г. начал изучать скандинавские руны и Северную языческую традицию. В 2022 г. запустил онлайн-проект «
50 оттенков рун » в котором делюсь личным опытом безопасного практического применения рун (проживание рун, гадание на рунах и руническая магия). С 2023 г. публикую статьи о рунах в тематическом журнале «Северный ветер».
Написать Виталию
Обучение рунам
Авторская обучающая программа «Фундаментальный теоретический курс о рунах» всего за 33 урока даст тебе полное представление о скандинавских рунах и подготовит крепкий фундамент для дальнейшего освоения рунической магии и гадания на рунах.
По итогам курса предусмотрена выдача бумажного сертификата.
Подробности о курсе
Руны — это новодел. Популярная точка зрения, которая имеет под собой разумные основания, но то же самое время является ошибочной, поскольку скандинавские руны (руны старшего футарка) новоделом ни в коем случае не являются.
Ставим точку в вопросе исторической достоверности рун
Что такое руны?
Руны — это древняя форма письменности, употреблявшаяся с I—II по XII век на территории современных Дании, Швеции и Норвегии, по X—XIII век — в Исландии и Гренландии, а в шведской провинции Даларна — вплоть до XIX века. Рунические символы высекались или вырезались на камне, металле, дереве, кости. Поэтому они имели узнаваемую угловатую форму. Сам же термин «руна» имеет связь с широко распространенным древнегерманским корнем run («тайна»).
Древние рунические артефакты (археология)
Подтвержденный археологами возраст рун старшего футарка составляет порядка 2000 лет. На сегодняшний день ученые в одной только Норвегии обнаружили 5000 артефактов, на которых имеются рунические символы.
Сторона B рунического камня из Дании. Надпись читается как þusi : kubl : ub : biruti, что переводится как «Чародеем будет тот человек, который разрушит этот памятник».
К числу таких артефактов относятся:
- рунические камни (примерно половина от всех обнаруженных рунических надписей)
- немногочисленные рунические свитки (рунический кодекс Codex Runicus, колдовская книга Гальдрбук)
- ювелирные изделия
- оружие.
По всей вероятности рунических артефактов было создано гораздо больше, но ввиду недолговечности материалов, из которых они создавались, а так же из-за христианской экспансии значительная часть рунического наследия безвозвратно утрачена.
Этнографические данные
Публий Корнелий Тацит (около 55 — около 120 года) — древнеримский историк
Второй источник, который косвенно подтверждает существование рун в древности – это этнографическое описание германских племён древнегреческого историка Тацита «Германия» («О происхождении и местоположении германцев», I век н.э.), в котором он описывает процесс гадания германцами при помощи некоторых таинственных символов, нанесенных на деревянные плашки. Тацит никак не называет данные символы, но мы можем предположить с некоторой долей вероятности, что они представляли собой нечто напоминающее руны.
Рунические поэмы
Третий источник, который подтверждает существование рун в древности — это рунические поэмы: древнеанглийская, древненорвежская и древнеисландская.
Древнеанглийская (или «англосаксонская») руническая поэма записана на языке, который активно использовался народами севера в период с 450 по 1110 годы нашей эры. Она содержит строфы, посвященные двадцати девяти ставам древнеанглийского футорка. Поэма датируется приблизительно концом X века. Первоначальная версия могла быть создана в конце VIII или в начале IX столетия, но позже была подвергнута христианской цензуре. Оригинальная рукопись погибла при пожаре в библиотеке Коттона (1731 год).
Древненорвежская поэма была записана на древнем скандинавском языке, на котором говорили в Норвегии, Исландии и частично в Британии. Оригинальный манускрипт датируется XII — началом XIII вв.
Так называемая «Исландская руническая поэма» известна по записям XV–XVIII в., самая ранняя из которых датируется примерно 1500 г. Официальная история исландского языка начинается в 874 году, когда норвежский вождь Ингольф Арнансон (Ingólfur Arnarson) со своими подданными и их рабами основали первое поселение в Исландии. Впоследствии население этой страны стало говорить на исландском языке и дольше всех прочих северных народов Европы сохраняло язычество и дохристианский уклад жизни.
Руны в мифологии
Четвёртый источник, который подтверждает дохристианский возраст рун, — это языческие мифы германских народов, в частности, «Речь Высокого», которая входит в состав «Старшей Эдды». Именно «Речь Высокого» цитируется чаще всего, т.к. в ней бог Один рассказывает людям о руническом искусстве в целом, некоторых способах магического применения рун и приводит случаи, в которых можно применять руническую магию.
Древнеисландская рукопись XIII века Codex Regius (Королевский Кодекс), в которой содержатся древнеисландские песни о богах и героях скандинавской мифологии и истории, известные как «Поэтическая Эдда» или «Старшая Эдда»)
В «Старшей Эдде» так же упоминаются рунические проклятия («Песнь о Скирнире») и некое гадание на прутьях, которое напоминает процесс гадания, описанный Тацитом («Песнь о Гимире», так же известна как «Песнь о Хюмире»).
Тогда почему руны называют новоделом?
Языческая традиция древних скандинавов носила устный характер. Соответственно, все легенды и сказания, а так же знания о магии и техниках предсказаний передавались из поколения в поколение исключительно в устном формате. Дошедшие до наших дней письменные источники мало того, что создавались христианами в христианскую эпоху, а затем в некоторых случаях подвергались христианской же цензуре.
Тем не менее скудную информацию о магическом применении рун мы все-таки можем почерпнуть из переводов магически рунических надписей (как в приведённом выше примере с руническим камнем) и скудных описаний к исландским гальдраставам (которые фактически настоящими рунами не являются).
Таким образом исторически достоверных и подробно зафиксированных способов именно магического применения рун (описаний конкретных ритуалов и методических наставлений) пока не обнаружено. Именно этот факт является самым весомым аргументом в поэтому все разговоры о том, что руны представляют собой «новодел» основываются на том, что ни один из перечисленных источников не содержит в себе тех данных о рунах, которыми оперируют современные рунологи.
Еще одним аргументом в пользу того, что руны являются новоделом может служить тот факт, что точное происхождение рунической письменности и самого термина «руны» так же не известно. С другой стороны, термин «руна» и равно как и сами рунические символы известны 2000 лет. Следовательно, применение термина «новодел» в буквальном его понимании в отношении рун старшего футарка является некорректным.
Все данные о названии рунических символов, их звучании и значениях получены путем лингвистических реконструкций. Практическую сторону применения рун (гадания и магию) можно назвать этнографической реконструкцией учёных и энтузиастов разной степени достоверности. Примерами современных нововведений в руническом искусстве являются расклады на рунах (о том ко их придумал, я уже рассказывал в этой статье) и пустая руна.